Наследники Будды Манла

Главный принцип тибетской медицины — лечить нужно не один отдельный орган, а всего человека в целом

Скажи лишь – «тибетская медицина», и воздух наполнится ветрами древних, сокровенных тайн, волшебством и загадкой. Чем старше сам Тибет, тем больше тайн он бережно хранит от чужих глаз. Чем больше у него поклонников, тем, кажется, меньше становится надежда на постижение его великой мудрости. Но нужно ли нам ее постигать? Не здорово ли, что на нашей планете есть сама «воплощенная тайна», понять которую не дано, во всяком случае пока, никаким компьютерным интеллектам?..

Некоторые до сих пор считают, что знания врачевателей Востока куда прочней, чем современных их коллег. Не будем обижать последних, но нельзя не признать и очевидного: каноны тибетской медицины отрабатывались не десятки, не сотни лет, а уже многие десятки сотен! Но слегка приоткрыть засеву тайны можно.
…По поверью, даровал людям великую науку врачевания Будда Манла, или «Будда Медицины». Одно его изображение считается целительным. Его трон из лотоса величественно приподнят, в левой руке Будды Манла покоится чаша с эликсиром жизни, а в правой зеленеет веточка миробалана, одного из самых ценных растений с точки зрения тибетских врачей. Тело Будды – цвета голубого берилла, и это не случайно, ведь берилл – важнейшее лекарственное средство…
Медицинское лечение тибетских лам основано на представлении о нескольких «стихиях» – первоэлементах бытия, гармоничное состояние которых в теле человека является залогом его здоровья. Но названия этих стихий, равно как и тысячи врачебных симптомов, связанных с ними, формулируются ламами-лекарями совсем не так, как в привычной нам медицине западного образца.
Именно поэтому так трудно овладеть навыками лам. Тысячи, тысячи тысяч понятий и терминов содержатся в причудливо и хитро зашифрованном, символизированном виде в «Книге Книг» тибетской медицины – древнем трактате «Чжудши», название которого можно перевести на русский язык как «Четверокнижие» или «Четыре основы». Колоссальный объем трактата не смущал учеников-медиков: нравится или нет, но заучить его было нужно слово в слово, наизусть. Надо сказать, что банальная зубрежка  напрочь исключалась: в смысл каждого термина нужно было вникнуть, понять его, прочувствовать душой. Кроме того, надо было изучить и понять все пространные комментарии к «Чжудши».
Однако времени на учебу у будущих лекарей хватало. Учеба медицинскому искусству начиналась с шести лет, и годам к сорока можно было приобрести … «среднюю квалификацию»! Овладев основными знаниями, врач продолжал учиться дальше… Процесс познания бесконечен!
Кроме симптомов болезней, тибетский лекарь должен был запомнить еще и способы приготовления лекарств, методы диагностики. Практически все лекарство тибетской медицины – практически всегда многосоставны, иногда они включают в себя сотни компонентов! Главный принцип чрезвычайно прост: «Все есть лекарство!» Для приготовления целительных препаратов берутся и мелко измельченные минералы, в том числе драгоценные камни, и вещества животного происхождения, вплоть до столь экзотических, как пережженный кал животных… Все компоненты тщательно подготавливаются, отмериваются, взвешиваются, и в результате снадобье формируется в круглый шарик – целебную пилюлю… Кроме составления и приготовления пилюль, тибетские врачи применяют хирургические методы лечения, иглоукалывание и даже прижигание особых точек тела.
Диагностика – вопрос отдельный. Вы, например, всегда быстро находите у себя пульс? Нет? Любой европейский врач найдет его без проблем, но способен будет различить лишь учащенный и редкий пульс, распознает перебои в сердце и некоторые другие «масштабные» симптомы. Тибетский лама-врач знает и определяет около 300 оттенков пульса, и по ним способен распознать не только сердечно-сосудистые заболевания, но и множество иных хворей. Причем, каждая группа болезней прослушивается одним, строго определенным пальцем врача. Каждый из десяти пальцев годами тренируется на восприятие тончайших модуляций, готовится слышать «микроскопические» изменения тонов и полутонов биений сердца.
Что же касается общих принципов лечения, тот тут без труда можно выделить главный: лечить нужно не один отдельный орган, такой подход может иметь всякого рода неприятные последствия. Лечить нужно всего человека в целом, поскольку в организме должны гармонично сочетаться все внутренние силы и основы. А это значит, что, по большому счету, любые, самые простые и понятные нам меры профилактического, общеукрепляющего характера с легкостью вписываются в традиции великой и мудрой науки тибетских лам, наследников Будды Манла…
Но не все рецепты тибетских медиков сложны. Посмотрим, что они рекомендовали включать в рацион для сохранения и поддержания здоровья:
Парное молоко. Четверть стакана нужно пить ежедневно, и уйдет мучительная одышка.
Манная каша Ежедневно хотя бы несколько ложек каши должен есть каждый, кому за 40 лет: это благотворно действует на кости, мышцы и  желудочно-кишечный тракт.
Курага. Питает физическую силу, особенно мужчин.
Уха, особенно щучья. Лечит от слабости.
Орехи, изюм, сыр. Ежедневное их употребление тонизирует нервную систему, снимает переутомление, головные боли, укрепляет нервную систему, сердечную мышцу. Полезно есть их и при болезнях печени. За один прием съедать30 г грецких или кедровых орехов, 20 г изюма и 20 г сыра.
Творог. Съедать в день по 10 г при атеросклерозе, заболеваниях сердца, печени.
Цитрусовые плоды. Полезны при начальных формах гипертонии, женских заболеваниях и увеличении щитовидной железы. Пол-лимона натереть с кожурой, смешать с сахаром. Принимать по чайной ложке 3 раза в день.
Земляника. Помогает от камней в печени. Полстакана ягод 5-6 раз в день.
Яблоки. Полезны при подагре, склерозе сосудов.

(Газета «Семейная медицина» специально для www.prosto-zdorovie.ru)

***

Другие статьи на эту тему:

Мысли должны быть добрыми

Семянотерапия Су Джок

Система Ниши: сделано в Японии

Иридодиагностика: диагноз по радужке глаз

Оставить комментарий