Гиперактивный ребенок

Сына моих соседей зовут Сережка. Белобрысый, веснушчатый и любопытный мальчуган ни минуты не может быть без движения: ему обязательно нужно куда-то бежать, где-то лазать, прыгать, скакать и баловаться. Воспитательница в детском саду называет его «вечным двигателем», бабушка – «веретеном», а родители с ужасом представляют, что будет, когда их непоседа пойдет в школу…
Такая чрезмерная активность детей, особенно мальчиков, – весьма распространенное явление. Природный темперамент маленького человечка виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, мимике, подвижности, манере общения. Ребенок-холерик неутомим и бесстрашен, любит шумные игры, шалости, постоянно нуждается в зрителях и новых впечатлениях. Вместе с тем он часто горячится и вступает в конфликты, а непредвиденные ситуации воспринимает в штыки. Новую информацию схватывает на лету, чтобы тут же ее забыть, легко привыкает к новой обстановке. А вот засыпает с трудом, и никогда не предугадаешь, в каком настроении он проснется.
С таким ребенком непросто: нужно направлять его буйную энергию в «мирных» целях, занимать спокойными играми, учить обдумывать решения и рассчитывать силы, быть сдержанным и настойчивым. Постепенно ваш «ураган» научится терпеть, проявлять силу воли и справится с врожденным темпераментом.

Буйный характер или… болезнь?

Но иногда, к сожалению, бывает иначе: то, что родители принимали за бешеный нрав ребенка, оказывается заболеванием. Эта патология называется «гиперактивность», ее разновидность – «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». При этом никакого повреждения мозга у детей нет, а есть лишь некоторые функциональные расстройства центральной нервной системы. У мальчиков заболевание встречается в 4–9 раз чаще, чем у девочек, проявляясь сильнее всего в 6–12 лет.
Порой бывает очень трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, но есть некоторые характерные признаки гиперактивности, которые можно заметить еще в младенческом возрасте. Такие дети часто плачут и мало спят, их трудно успокоить, они мучаются от колик, плохо едят и много пьют, бывают раздражительными, вздрагивают от каждого звука.

Родителям стоит обратить внимание, если ребенок после трех лет:
неловок или подвержен травмам;
не может даже короткий период усидеть или устоять на одном месте;
перескакивает с одного занятия на другое, ни одно дело не доводит до конца, не слушает, когда к нему обращаются;
обостренно реагирует на мелочи, и тогда его трудно успокоить, отличается забывчивостью и часто теряет вещи;
очень плохо спит;
бывает очень беспокойным, ерзает и барабанит пальцами. Нетерпелив, не умеет ждать своей очереди;
страдает от задержки речи или, наоборот, излишне болтлив;
совершает опасные поступки, не осознавая последствий, часто агрессивен;
имеет проблемы со здоровьем, в том числе такие, как частые отиты и простуды, экзема, гастрит.

Поставить диагноз «гиперактивный ребенок» может только врач, но никак не родители и не учителя. Ведь разобраться с болезнью, которая находится на стыке педиатрии, психиатрии и психологии, не всегда просто. Дефицит внимания может быть признаком таких серьезных психических болезней, как, например, шизофрения или эпилепсия. Гиперактивность у детей наблюдается при энцефалитах, менингитах, отравлении свинцом, после черепно-мозговых травм. Она может быть реакцией на кризисные ситуации: развод родителей, смерть кого-то из близких или конфликт в школе.

Движение + спокойные игры

Если вовремя обратиться к психологам и врачам и заняться «усмирением» своего «живчика», то прогноз такой: до 12 лет улучшений ждать рано, к 14–15 годам поутихнет чрезмерная активность, до окончания школы значительно снизится импульсивность, а дефицит внимания исчезнет последним, хотя его проявления могут оставаться всю жизнь.
Но скорректировать гиперактивность и помочь такому ребенку можно и нужно. Главное лекарство – двигательная активность. Ведь у непоседы нарушены обменные процессы, и в состоянии покоя в его организме много норадреналина и адреналина – гормонов, которые выделяются у здоровых людей только во время стресса. Получается, что егоза находится в постоянном стрессе. Его можно снять регулярными занятиями бегом, плаванием, лыжами, долгими пешими прогулками, ездой на велосипеде. А вот спортивные игры или соревнования детям с синдромом гиперактивности не нужны – они вызывают у них слишком много эмоций, которых лучше избегать.

Важно также обращать внимание на обстановку вокруг гиперактивного ребенка. В его комнате должны преобладать спокойные тона без зрительных раздражителей – картин, зеркал, лишних игрушек. Следует строго соблюдать режим дня – размеренный темп жизни просто необходим вечно возбужденным малышам.
И будьте сами как можно спокойнее, старайтесь говорить с таким ребенком тихо и ласково. Иного пути нет: ни криком, ни шлепками гиперактивного ребенка не остановишь.

Психологи советуют обязательно много играть и заниматься с детьми «без тормозов», подбирая игры на тренировку внимания и дисциплинированности. Например, моим детям-непоседам когда-то очень нравилась игра в «пиратов, которые ищут спрятанные сокровища». Мы рисовали карту нашей квартиры (комнаты, участка на даче) и я отмечала на карте место, где спрятан «клад» (в его роли обычно выступал небольшой сундучок, куда ребенок складывал разные безделицы). Ребенок ходил с картой по квартире и в конце концов с криками ликования находил спрятанный сундук. Потом роли менялись, он прятал «сокровища», отмечал на карте место, и тогда уже я отправлялась на поиски. Эта игра всегда помогала мне переключить ребят с бесцельной беготни к чему-то созидательному. Как правило, после 15 минут «поиска сокровищ» уже можно было усадить ребенка за стол рисовать пиратский корабль, плывущий по морю к острову сокровищ, или прочитать ему сказку про злых пиратов, добрых фей и красавиц-принцесс. Сюжеты таких игр можно придумывать бесконечно: в зависимости от интересов малыша, вместо пиратов могут быть и динозавры, и заточенные в пещеру принцессы, и любые сказочные персонажи, и космические монстры. Главное, что после такой игры ребенок будет с удовольствием слушать истории про этих героев, рисовать картинки с их участием.

Можно придумать и сотни других забавных игр, способных переключать внимание ребенка. Наверное, самое основное — не отмахиваться от своего непоседливого чада, а терпеливо и играючи учить его многим важным вещам. Это хороший вклад в будущее, поверьте мне.

, www.prosto-zdorovie.ru

***

Другие статьи на эту тему:

Аутизм: жизнь в «скорлупе»

Артериальное давление у детей

Родители против бабушек и дедушек

Неисправимый лжец, или Синдром Мюнхгаузена

 

Оставить комментарий