Сколиоз. Недетские проблемы наших детей

Что такое сколиоз, как предупредить его развитие и как лечить сколиоз у детей

Перед началом учебного года самое время поговорить о проблемах, во многом связанных со школой и учебой. Одна из них – нарушение осанки школьников. По статистике, более 60% малышей и более 97% учащихся выпускных классов имеют те или иные ортопедические отклонения, нуждающиеся в коррекции, а у трети этих детей уже есть различные врожденные аномалии. Причина тому часто кроется в неправильном образе жизни современных детей. Они меньше двигаются – даже на учебу их в основном возят на машинах, реже играют на улице в разные активные игры, зато больше сидят – за столом или партой, компьютером, перед телевизором.

В результате за последние 5 лет, по данным диспансеризации учащихся общеобразовательных школ, практически в два раза вырос процент таких заболеваний позвоночника, как сутулость, сколиоз, лордоз, кифоз, остеохондроз. А это не так безобидно, как кажется: в 80% случаев эти болезни позвоночника приводят к серьезным последствиям, вплоть до инвалидности, у взрослых.

Что такое сколиоз

Сколиоз, проще говоря – боковое искривление позвоночника, а также его скручивание вокруг своей оси (торсия) – самое частое заболевание опорно-двигательного аппарата у детей. Эта прогрессирующая патология, развиваясь, вызывает тяжелые, зачастую необратимые деформации скелета ребенка, что в конечном итоге ведет к появлению многих серьезных заболеваний внутренних органов.

Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития человеческого организма.

Деформация позвоночника развивается у детей в любом возрасте до окончания роста (от 1 года до 15 лет), однако чаще всего (около 75%) она наблюдается в 8–14 лет. Первый пик приходится на возраст 7–8 лет, когда они быстро «вытягиваются», второй – на подростковый период 12–14 лет, когда происходит гормональная перестройка организма: кости быстро растут, и позвоночник искривляется. Причем чаще от сколиоза страдают девочки: в школьном возрасте они заболевают сколиозом в 4–6 раз чаще, чем мальчики. Это объясняется тем, что мальчики более подвижны, активны, а также физически лучше развиты, что способствует стабилизации и исправлению деформации позвоночника, а у девочек, наоборот, из-за более слабого физического развития и спокойного поведения происходит прогрессирование деформации.

Нарушение осанки первыми должны заметить родители

Основные признаки сколиоза

Родители, кстати, сами могут заметить признаки сколиоза: асимметрию лопаток или надплечий, перекос таза или сглаженность линии талии (когда с одной стороны талия заметна, а с другой – нет). Измененная поза в положении сидя, стоя, а также неправильная походка ребенка не должны оставаться незамеченными. Обнаружив нарушения, надо сразу обратиться к врачу-ортопеду. Отмахиваться от проблемы нельзя: сколиоз в дальнейшем может привести к болям в позвоночнике, а в тяжелых и запущенных случаях – к нарушению функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

В большинстве случаев сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным как для родителей, так и для детей. На ранних этапах болезни позвоночник слегка отклоняется в сторону, из-за чего мышцы спины быстро устают, появляется небольшой мышечный валик на спине, но все эти явления могут исчезать, как только ребенок ляжет на жесткую постель, так как при этом происходит разгрузка позвоночника. Поэтому утром можно не заметить каких-либо отклонений позвоночника от нормы, однако, если внимательно посмотреть на осанку ребенка после школы или к концу дня, когда были перенесены определенные нагрузки, можно легко обнаружить имеющуюся деформацию позвоночника.

Типы осанки

Форма позвоночника изменяется с возрастом. У новорожденного ребенка позвоночник прямой с одним небольшим изгибом в крестцово-копчиковом отделе (кифоз). Формирование остальных физиологических изгибов происходит позднее и связано с развитием мышечной системы.

У детей школьного возраста осанка нестабильна, она во многом зависит от психики ребенка, состояния его нервной и мышечной систем, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей. Особого внимания требуют дети начальных классов: неправильное положение тела во время занятий в школе и дома, неудобная парта и многие другие отрицательные факторы способствуют развитию дефекта осанки. Поэтому необходимо постоянное внимание со стороны родителей и педагогов, чтобы предупредить развитие деформации позвоночника.

Различают пять типов осанки: I – нормальная осанка, II – круглая спина, III – плоская спина, IV – плосковогнутая спина, V – кругловогнутая спина (кифоз). Все, кроме первого типа осанки, считаются неприавльными, патологическими. Из них плоская спина считается функционально самым слабым типом, для которого характерна склонность к развитию деформации позвоночника и в первую очередь сколиоза.

Возникновению сколиоза способствует (на фоне слабо развитой мускулатуры) длительное и неподвижное сидение на одном месте (за столом, партой, у рояля). Слабым мышцам тяжело длительно сохранять правильное положение позвоночника, и ребенок пытается облегчать усталость путем отклонения туловища в одну или другую сторону. Это вызывает неравномерную нагрузку на позвоночник в грудном и поясничном отделах. Таким образом, вырабатывается привычка неправильно держать туловище при сидении.

Виды сколиоза

Сколиоз может локализоваться в любом отделе позвоночника и иметь разные форму и степень выраженности. По происхождению сколиозы делятся на две большие группы: врожденные (3–10%) и приобретенные.

Врожденные сколиозы развиваются в связи с аномалией позвоночника и грудной клетки у детей: наличие позвонков, соединение двух или более позвонков, или раздвоение ребер, дополнительные шейные ребра, высокое стояние лопатки и др.

Приобретенные сколиозы развиваются под влиянием некоторых неблагоприятных факторов. К этим формам сколиоза относятся: рахитический, диспластический, статический, паралитический, школьный, профессиональный, травматический рефлекторный (во время болей), идиопатический (причины возникновения которого неизвестны) и др. Рассмотрим их подробнее.

1. Рахитический сколиоз встречается довольно часто. Он заметен еще в раннем возрасте, когда ребенок начинает принимать вертикальное положение, однако чаще всего деформация начинается в дошкольном и школьном возрасте.

2. Диспластический сколиоз возникает из-за недоразвития или нарушения нормального процесса окостенения позвонков пояснично-крестцового отдела позвоночника. Обычно проявляется в школьном возрасте, локализуется в поясничном отделе и имеет тенденцию к прогрессированию.

3. Паралитический сколиоз развивается в детстве, в основном после перенесенного полиомиелита или детского церебрального паралича.

4. Школьный сколиоз возникает у детей из-за слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослабления организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение. Эта форма сколиоза часто наблюдается у детей школьного возраста (от 8 до 15 лет).

5. Идиопатическим сколиозом называют вид сколиоза, причины возникновения которого не установлены. Он встречается довольно часто, протекает тяжело и быстро прогрессирует.

Выделяют следующие типы сколиоза: шейногрудной (верхнегрудной), грудной, грудопоясничный, поясничный и комбинированный.

Знание типов скалиоза и особенностей их течения помогает ортопеду правильно оценить возможности применения того или иного метода лечения и тем самым предупредить дальнейшее развитие тяжелых деформаций у детей.

Как узнать, есть ли у ребенка сколиоз

Правильная осанка характеризуется симметричным расположением надплечий, лопаток и треугольников талии. Голова держится прямо (лоб и подбородок в одной вертикальной плоскости, мочки ушей на одном уровне). В боковой плоскости голова и туловище находятся на одной вертикали, оба надплечья слегка отходят назад и вниз, грудь выступает вперед. Обследование начинают с общего осмотра – спереди, сбоку и сзади.

1. При осмотре спереди обратите внимание на осанку ребенка, ровно ли он стоит, есть ли сутулость, в какую сторону имеется наклон, как держит голову, симметрично ли его лицо, расположены ли на одном уровне лопатки и симметричны ли треугольники талии, есть ли деформация грудной клетки. Надо обратить внимание также на симметрию сосков и положение пупка. Определяют, есть ли 0-образные или Х-образные деформации нижних конечностей, состояние стоп (косолапость, плоскостопие).

2. При осмотре сбоку следует обратить внимание на осанку ребенка (определяется ли кифоз или лордоз), величину реберного горба, состояние головы и плечевого пояса, на конфигурацию и деформацию грудной клетки (куриная грудь, воронкообразная грудь), функциональное состояние мышечного пpecса живота (втянутый, прямой, выпуклый, опущенный), на форму спины и нижних конечностей.

3. Более детально проводится обследование сзади, то есть со стороны спины. При этом надо определить асимметрию и высоту стояния плеч и лопаток, как близко они расположены по отношению к позвоночному столбу, имеется ли выраженный кифоз или лордоз, имеется ли реберный горб, каковы формы треугольников талии.

Существуют разные приспособления и методы для диагностики сколиоза. Для определения бокового искривления позвоночника часто применяют простой отвес, который состоит из нитки и подвешенного на нее груза. Для этого необходимо предварительно отметить проекции вершины остистых отростков и угол лопаток фломастером. Свободный конец отвеса фиксируется лейкопластырем на вершине остистого отростка VII шейного позвонка, а груз опускается вниз. Таким образом, образуется прямая вертикальная линия, которая в норме должна совпадать с находящейся в выправленном состоянии осью позвоночника. Отклонение линии остистых отростков от линии отвеса указывает на искривление позвоночника.

Для полного представления об истинном состоянии позвоночника необходимо рентгенологическое обследование его в двух проекциях – лежа и стоя. Это позволяет уточнить причину и тип скалеоза, определить форму и характер искривления, локализацию и степень деформации, морфологические изменения в позвонках.

Степени сколиоза

В зависимости от величины деформации позвоночника различают четыре степени развития сколиоза.

Сколиоз I степени. В вертикальном положении тела слабо заметна деформация позвоночника, которая пассивно исправляется и полностью исчезает в положении лежа. На рентгенограммах не выявляется деформация позвонков. В вертикальном положении угол искривления позвоночника достигает 10 градусов.

Сколиоз II степени. Деформация позвоночника заметна как в вертикальном, так и в горизонтальном положении (в положении лежа деформация частично исправляется). В той или иной степени определяется деформация ребер (реберный горб). Образуется компенсаторное противоположной стороне искривление в нижних отделах. На рентгенограммах выявляется асимметрия и торсия позвонков: угол искривления позвоночника – до 25 градусов.

Сколиоз III степени. Отмечается тяжелая, устойчивая деформация позвоночника, которая полностью не исправляется. Образуется реберный горб, и происходит резкая деформация грудной клетки. Угол искривления позвоночника – до 40 градусов.

Сколиоз IV степени. Резко выраженная стойкая деформация позвоночника и грудной клетки; заметен как спереди, так и сзади реберный горб. Угол искривления составляет 40 градусов и больше.

Лечение сколиоза

Лечится искривление позвоночника долго и нудно. Скорректировать имеющуюся деформацию и неправильную осанку нужно успеть до 15–17 лет, пока окончательно не остановится костный рост. На ранних стадиях сколиоза необходима лечебная гимнастика, плавание, массаж. Иногда врач советует носить специальный ортопедический корсет, который держит либо грудной, либо поясничный отдел позвоночника. В тяжелых случаях проводится хирургическая коррекция: в позвоночник вставляются специальные стержни с крючками, которые подтягивают и выравнивают кривизну. Но при этом подвижность позвоночника резко ограничивается.

От раннего выявления деформации позвоночника и своевременно начатого систематического лечения зависят возможность полного излечения начальных форм сколиоза и возможность приостановить дальнейшее прогрессирование болезни в запущенных случаях.

Для каждого ребенка комплекс упражнений разрабатывается строго индивидуально, потому что видов и степеней сколиоза очень много. Важно, чтобы родители больных детей строго следили за назначенным режимом дома. Ведь от того, будет ли ребенок правильно сидеть за столом, выполнять ежедневно упражнения лечебной гимнастики, носить по необходимости корсет, ограничивать осевую нагрузку на позвоночник, зависит и его выздоровление.

Правильный школьный ранец – важный момент профилактики сколиоза

С таким рюкзаком получить сколиоз проще простого

По мнению врачей, искривление позвоночника часто происходит из-за того, что школьникам приходится таскать с собой тяжелые сумки и рюкзаки. Поэтому выбирать школьный ранец надо с особой тщательностью. Вот на что нужно обращать внимание:

•  Для младших и средних школьников предпочтительней ранец, нежели сумка. Причем он должен иметь жесткий каркас, хорошо сохраняющий форму, и толстую анатомическую спинку, соответствующую линии позвоночника.

  На ранце должны быть две широкие, мягкие и удобные лямки, которые не будут врезаться в плечи, давить и натирать. Крепления лямок – прочные и надежные. Сверху на рюкзаке должны быть нашиты светоотражающие полоски или катафоты, позволяющие хорошо видеть ребенка в темноте.

  Размер рюкзака должен быть таким, чтобы учебники размещались в нем равномерно по всему объему. В противном случае центр тяжести смещается, и рюкзак не прилегает плотно к спине, ребенок вынужден наклоняться, из-за чего нагрузка на позвоночник, стопы, коленные и тазобедренные суставы увеличивается.

Сколько должен весить комплект учебников

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся, согласно новым санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10:

1–2 классы – не более 1,5 кг,

3–4 классы – не более 2 кг;

5–6 классы – не более 2,5 кг,

7-8 классы – не более 3,5 кг,

9– 11 классы – не более 4,0 кг.

Кроме того, в целях профилактики нарушения осанки обучающихся для начальных классов рекомендуется иметь два комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй – для приготовления домашних заданий.

При выраженном сколиозе не берут в армию

Для граждан Российской Федерации вопрос призыва решается на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123. Согласно ст. 66 приложения к этому постановлению (Расписание болезней), «Степень сколиоза определяется рентгенологом по рентгенограммам на основании измерения углов сколиоза:

* I степень – 1–10 градусов

* II степень – 11–25 градусов

* III степень – 26–50 градусов

* IV степень – более 50 градусов (по В.Д.Чаклину).

Призывники, у которых по этой шкале I степень сколиоза (угол искривления на рентгенограмме 1–10 градусов) подлежат призыву в ВС РФ на общих основаниях. Освобождение от призыва в ВС РФ (категория «В») по диагнозу сколиоз дается при II (угол искривления на рентгенограмме от 11 градусов включительно) и последующих степенях заболевания.

www.prosto-zdorovie.ru

***

Другие статьи на эту тему:

Ребенок употребляет наркотики. Что делать родителям?

Проба Манту: для чего делают «пуговку»

У разных болезней — разная сыпь

Типичные заболевания позвоночника

Остеохондроз: болезнь цивилизации

 

2 комментария на “Сколиоз. Недетские проблемы наших детей”

  • Феликс:

    Все начинается со стоп. Искривления и проблемы с позвоночником закладываются с младенчества, с того времени когда ребенок делает свои первые шаги. Лишь со временем к негативному воздействию на позвоночник добавляется воздействие сверху: сидение за компьютером, учеба в школе и институте, сидячая работа и т.д. Цепочка такова. При плоскостопии происходит скручивание и первую нагрузку в качестве амортизаторов, берут на себя коленные суставы. Далее ее начинают гасить тазобедренные суставы. В связи с тем, что идетт скручивание происходит перекос таза и искривление позвоночника. Вот и начало сколиоза.

  • Yukatan:

    хорошо написано

Оставить комментарий