Упражнения для губ и язычка

От маленьких детишек не надо ждать правильного произнесения всех букв алфавита. Обычно трехлетние и четырехлетние малыши не могут правильно говорить звуки «с», «ш», «л», «р». Как правило, к пяти или шести годам это проходит само собой, и все звуки благополучно встают «на место». Но, чтобы этот процесс не затянулся, заниматься с малышом нужно уже сейчас. Существуют специальные логопедические упражнения, которые в игровой форме помогают ребенку развить подвижность языка и губ, умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении (что очень важно для правильного произнесения звуков). Они помогут малышу быстрее научиться выговаривать все трудные буквы и избавиться от «каши во рту».

Какие дефекты речи считаются нормальными

Вначале разберем, какие «фефекты фикции» врачи считают нормальными для ребенка 3–4 лет. Допустимо, что ребенок этого возраста:
•  Смягчает звуки: то есть говорит «масинька» вместо «машинка», «носька» вместо «ножка» и т.д.
•  Заменяет шипящие звуки «ш», «щ», «ч», «ж»: «косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка» и т.д.
•  Смягчает произнесение звука «л», заменяя его «й»: «йев» вместо «лев», «кайбаска» вместо «колбаска», «стуй» вместо «стул» и т.п.
•  Не может произносить звук «р», заменяя его звуками «л», «ль», «в», «й»: например, «каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба».
•  Заменяет звуки «к» и «г» на звуки «т» и «д»: «тапля» вместо «капля», «Дусь» вместо «гусь».
•  Заменяет звонкие звуки глухими: «сайка» вместо «зайка» и т.п.
•  Пропускает трудные звуки при сочетании согласных: «мачик» вместо «мальчик» и т.п.
•  Сокращает длинные, незнакомые ему, слова: «фотофировать» вместо «фотографировать», «ампитура» вместо «температура» и т.п.
•  Переставляет звуки или целые слога: «пыселос» вместо «пылесос» и т.п.
Обычно перечисленные нарушения исчезают к 4–5 годам. Если этого не происходит, нужно обязательно обратиться к логопеду.

С чего начать занятия по развитию речи?

Будет очень здорово, если с вашим трехлетним малышом вы станете заниматься развитием речи. В первую очередь научите ребенка различать звуки «с» и «ш». Нарисуйте две картинки, символизирующие «с» и «ш» (например «с» – насос, «ш» – проколотая шина). И произносите чистые звуки «с» и «ш». При звуке «с» ребенок должен показать на насос, при «ш» – на шину.
После этого произносите слоги из двух звуков – «са» и «ши». Ребенок показывает на картинке, где шина, а где насос.
Дальше – потруднее. Ребенок сам должен произносить слова с трудными звуками. При этом очень хорошо произносить их вместе с движениями, «похожими» на эти звуки.

Проворные пальчики – хорошая речь

Невероятно важно развивать у малыша мелкую моторику рук. Есть четкая взаимосвязь между подвижностью и ловкостью пальчиков и речевым развитием ребенка. Не зря же еще у наших предков появились всякие присказки типа «сорока-воровка…» с легким массажем по ладошке и загибанием пальчиков.
Пусть ваш ребенок «бегает» пальцами по столу – одной рукой, потом обеими, то одновременно, то врозь, пусть загибает пальчики. Полезно собирать мозаику, лепить из пластилина, бросать мелкие камешки в узкое горлышко бутылки, из деталек «киндер-сюрпризов» собирать самостоятельно игрушки. Как бы вы не торопились, пусть малыш сам завязывает шнурки и бантики, застегивает пуговицы на одежде, засучивает рукава. Все это называется развитием мелкой моторики. И напрямую связано с мозгом и языком. И по мере того, как пальчики будут становиться проворнее, его язык будет понятнее не только маме.
И еще одно важное правило – не сюсюкайте с ребенком, не коверкайте слова, говорите с ним красивым нормальным языком. Он, как обезьянка, будет подражать вам и быстрее научится говорить правильно.

Упражнения артикуляционной гимнастики

Одновременно с этим очень полезно регулярно выполнять артикуляционную зарядку, которая поможет губам и язычку приобрести нужную гибкость.
1. Заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы. Считать до десяти. Повторить 5–7 раз.
2. Трубочка: губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, лежит на нижней губе. Считать до десяти. Повторить 5–10 раз.
3. Чашечка: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
4. Блинчик. Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
5. Лопатка: Губы в улыбке, рот приоткрыт. Сильно высунуть широкий язык, считать до десяти. Повторить 3 раза.
6. Чистим нижние зубки: губы в улыбке, двигать язычок за нижними зубами из стороны в сторону 10 раз.
7. Часики: губы в улыбке, движения языка из одного угла рта в другой. Повторить 10 раз.
8. Непослушный язычок: положить расслабленный язык на нижнюю губу и хлопать по нему губами. Делать 3 раза по 10 «хлопаний».
9. Хрюша: кончик языка за нижними зубами, рот приоткрыт, чмокать. Делать 3 раза по 10 «чмоканий».
10. Сердитая киска: кончик языка зацепился за нижние зубы, сам язык поднят вверх, рот приоткрыт. Сильно дуть между языком и верхними зубами. Считать до десяти, повторить 3 раза.
11. Слоненок: вытянуть вперед губы трубочкой, сделать «хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.
12. Барабанщик: приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
Будьте настоящими артистами, проявите фантазию, чтобы ребенку было интересно выполнять все эти упражнения. Над звуком «р» сейчас работать не стоит, лучше ограничиться упражнениями с подъемом языка к зубам, верхнему небу, верхней губе.

Речевое дыхание

Еще важно, чтобы дети научились различать вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Это тоже можно сделать в игровой форме. Например, научите малыша нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»), пускать мыльные пузыри, задувать пламя свечи, изображать ветер (от легких дуновений до настоящей бури).
Можно сделать из бумаги бабочку или самолетик, прикрепить на ниточку, показать ребенку, как они будут летать, если на нее долго-долго дуть. Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.
Но помните, что все эти упражнения подходят здоровым детям, коррекционными их назвать нельзя. Если у малыша уже отмечено речевое отставание, его нужно обязательно показать неврологу и логопеду. Дело в том, что артикуляция и другая работа мелких мышц проходит правильно лишь тогда, когда налажена крупная моторика и связь дыхания и мышечного напряжения.
www.prosto-zdorovie.ru

***

Другие статьи раздела РОДИТЕЛЯМ О ДЕТЯХ:

Отит: когда ушко болит

Проба Манту: для чего делают «пуговку»?

Артериальное давление у детей

У разных болезней — разная сыпь

Родители против бабушек и дедушек


 

Оставить комментарий